Дмитриев Иван Иванович

(1760 — 1837)

Потомок смоленских князей, представитель древнего рода Дмитриевых, Иван Иванович принадлежал к той славной и неповторимой категории российских элит, которые проявляли себя и в XVII веке, а уж в XVIII стали опорой, гордостью и основой государства и общества. Называясь литераторами, поэтами, сочинителями, они никогда бы не смогли так играть рифмами и четверостишиями, как поэты золотого XIX века, сыпавшие горстями драгоценные строчки в салонные альбомы красавиц. Не стали бы и мрачной волной тоски и непонятости заливать хрупкую действительность в веке Серебряном, пришедшемся на начало XX века, а потом многозначительно взывать к мирозданию в середине того же века и до наших времен. Поэзия и стихи в их жизни были скорее просто романтической составляющей, без отрыва от очень важного, что считали своим долгом эти великолепно и разносторонне образованные люди, — служения Родине на поприще всевозможных наук, искусства, дипломатии, военной и самой разнообразной государственной деятельности, необходимой для строительства и процветания государства.

Именно так получилось и с мальчиком, родившимся в селе Богородском (теперь Троицкое) Казанской (позднее Симбирской, а ныне Самарской области) губернии. Пугачевский бунт заставит семью бежать в Москву, и в 1772 году Иван был записан солдатом в лейб-гвардии Семёновский полк, а в мае 1774 отец привез его в Петербург, где он окончил полковую школу и в 1778 году стал сержантом.

Стихи он начал писать еще в 1777 году, но впервые они появились в журналах в 1791-м. Многие из них были положены на музыку и стали песнями. Со временем Дмитриев дослужился до полковника, но продолжал скучать по родному селу, родным краям и поэтому при первой возможности брал отпуск и сбегал из Петербурга, планируя уйти в отставку.

Но императрицу Екатерину сменил император Павел, и поэт стал востребованным на государственной службе — товарищ министра, статский советник, обер-прокурор департамента Сената, тайный советник. В 1799 году уйдет в отставку и переедет из Петербурга в Москву, поселится возле Красных ворот и будет заниматься литературой, писать для журналов, готовить издание книг. Но в 1806 году деревянный домик у Красных ворот в Москве останется без хозяина — его вызвал в столицу новый император Александр, и поэт стал сенатором. В 1807 году он наблюдает за сбором земского ополчения в Костромской, Вологодской, Нижегородской, Казанской и Вятской губерниях, в начале 1808-го отправляется в Рязань произвести следствие о злоупотреблениях по тамошнему питейному откупу, потом «исследует» проступки губернатора в Костроме. А в 1810-м — он уже член Государственного совета и министр юстиции.

Окончательно уйдя со службы после 1814 года, он вернулся в Москву, выстроил дом в районе Патриарших прудов и больше никуда не уезжал из города. И если спросить, много ли раз отметил автор своим поэтическим вниманием множество мест российских, где он сумел побывать по службе, то окажется, что все же в его арсенале в основном просто лирические стихи для песен, элегии, оды и басни. Но есть и еще одно важное свойство его литературного творчества: стараясь освободить стихотворный язык от тяжелых и устарелых форм, придать ему легкость, плавность и привлекательность, Дмитриев явился, наряду с Карамзиным, одним из преобразователей русского стихотворного языка. По мнению современников и критиков, судьба его была счастливой, правда, добавляли они, к счастливой судьбе этого поэта прилагались порядочность, честность, благородство, справедливость, трудолюбие и постоянные поиски новых путей.

Дмитриев Иван Иванович

Потомок смоленских князей, представитель древнего рода Дмитриевых, Иван Иванович принадлежал к той славной и неповторимой категории российских элит, которые проявляли себя и в XVII веке, а уж в XVIII стали опорой, гордостью и основой государства и общества. Называясь литераторами, поэтами, сочинителями, они никогда бы не смогли так играть рифмами и четверостишиями, как поэты золотого XIX века, сыпавшие горстями драгоценные строчки в салонные альбомы красавиц. Не стали бы и мрачной волной тоски и непонятости заливать хрупкую действительность в веке Серебряном, пришедшемся на начало XX века, а потом многозначительно взывать к мирозданию в середине того же века и до наших времен. Поэзия и стихи в их жизни были скорее просто романтической составляющей, без отрыва от очень важного, что считали своим долгом эти великолепно и разносторонне образованные люди, — служения Родине на поприще всевозможных наук, искусства, дипломатии, военной и самой разнообразной государственной деятельности, необходимой для строительства и процветания государства.

Именно так получилось и с мальчиком, родившимся в селе Богородском (теперь Троицкое) Казанской (позднее Симбирской, а ныне Самарской области) губернии. Пугачевский бунт заставит семью бежать в Москву, и в 1772 году Иван был записан солдатом в лейб-гвардии Семёновский полк, а в мае 1774 отец привез его в Петербург, где он окончил полковую школу и в 1778 году стал сержантом.

Стихи он начал писать еще в 1777 году, но впервые они появились в журналах в 1791-м. Многие из них были положены на музыку и стали песнями. Со временем Дмитриев дослужился до полковника, но продолжал скучать по родному селу, родным краям и поэтому при первой возможности брал отпуск и сбегал из Петербурга, планируя уйти в отставку.

Но императрицу Екатерину сменил император Павел, и поэт стал востребованным на государственной службе — товарищ министра, статский советник, обер-прокурор департамента Сената, тайный советник. В 1799 году уйдет в отставку и переедет из Петербурга в Москву, поселится возле Красных ворот и будет заниматься литературой, писать для журналов, готовить издание книг. Но в 1806 году деревянный домик у Красных ворот в Москве останется без хозяина — его вызвал в столицу новый император Александр, и поэт стал сенатором. В 1807 году он наблюдает за сбором земского ополчения в Костромской, Вологодской, Нижегородской, Казанской и Вятской губерниях, в начале 1808-го отправляется в Рязань произвести следствие о злоупотреблениях по тамошнему питейному откупу, потом «исследует» проступки губернатора в Костроме. А в 1810-м — он уже член Государственного совета и министр юстиции.

Окончательно уйдя со службы после 1814 года, он вернулся в Москву, выстроил дом в районе Патриарших прудов и больше никуда не уезжал из города. И если спросить, много ли раз отметил автор своим поэтическим вниманием множество мест российских, где он сумел побывать по службе, то окажется, что все же в его арсенале в основном просто лирические стихи для песен, элегии, оды и басни. Но есть и еще одно важное свойство его литературного творчества: стараясь освободить стихотворный язык от тяжелых и устарелых форм, придать ему легкость, плавность и привлекательность, Дмитриев явился, наряду с Карамзиным, одним из преобразователей русского стихотворного языка. По мнению современников и критиков, судьба его была счастливой, правда, добавляли они, к счастливой судьбе этого поэта прилагались порядочность, честность, благородство, справедливость, трудолюбие и постоянные поиски новых путей.


Стихи О реке Волга

О каких местах писал поэт

К Волге

Конец благополучну бегу!
Спускайте, други, паруса!
А ты, принесшая ко брегу,
О Волга! рек, озер краса.
Глава, царица, честь и слава,
О Волга пышна, величава!
Прости!.. Но прежде удостой
Склонить свое вниманье к лире
Певца, незнаемого в мире,
Но воспоенного тобой!

Исполнены мои обеты:
Свершилось то, чего желал
Еще в младенческие леты,
Когда я руки простирал
К тебе из отческия кущи,
Взирая на суда, бегущи
На быстрых белых парусах,
Свершилось, и блажу судьбину:
Великолепну зрел картину!
И я был на твоих волнах!

То нежным ветерком лобзаем,
То ревом бури и валов
Под черной тучей оглушаем
И отзывом твоих брегов,
Я плыл, скакал, летел стрелою —
Там видел горы над собою
И спрашивал: который век
Застал их в молодости сущих?
Здесь мимо городов цветущих
И диких пустыней я тек.

Там веси, нивы благодатны,
Стада и кущи рыбарей,
Цветы и травы ароматны,
Растущи средь твоих зыбей,
Влекли попеременно взоры;
А там сирен пернатых хоры,
Под тень кусточков уклонясь,
Пространство пеньем оглашали —
И два сайгака им внимали
С крутых стремнин, не шевелясь.

Там кормчий, руку простирая
Чрез лес дремучий на курган,
Вещал, сопутников сзывая:
«Здесь Разинов был, други, стан!»
Вещал и в думу погрузился;
Холодный пот по нем разлился,
И перст на воздухе дрожал.
А твой певец в сии мгновенья,
На крылиях воображенья,
В протекших временах летал.

Летал, и будто сквозь тумана
Я видел твой веселый ток
Под ратью грозна Иоанна;
И видел Астрахани рок.
Вотще ордынцы безотрадны
Бегут на холмы виноградны
И сыплют стрелы по судам:
Бесстрашный росс на брег ступает,
И гордо царство упадает
Со трепетом к его стопам.

Я слышал Каспия седого
Пророческий, громовый глас:
«Страшитесь, персы, рока злого!
Идет, идет царь сил на вас!
Его и Юг и Норд трепещет;
Он тысячьми перуны мещет,
Затмил Луну и Льва сразил!..
Внемлите шум: се волжски волны
Несут его, гордыни полны!
Увы, Дербент!.. идет царь сил!»

Прорек, и хлынули реками
У бога воды из очес;
Вдруг море вздулося буграми,
И влажный Каспий в них исчез.
О, как ты, Волга, ликовала!
С каким восторгом поднимала
Победоносного царя!
В сию минуту пред тобою
Казались малою рекою
И Бельт и Каспий, все моря!

Но страннику ль тебя прославить?
Он токмо в искренних стихах
Смиренну дань хотел оставить
На счастливых твоих брегах.
О, если б я внушен был Фебом,
Ты первою б рекой под небом
Знатнейшей Гангеса была!
Ты б славою своей затмила
Величие Евфрата, Нила
И всю вселенну протекла.

1794