Майков Аполлон Николаевич

(1821 — 1897)

Среди литературоведов бытует мнение, что Аполлон Майков — поэт, жизненный путь которого был светлым и ровным, лишенным гонений, врагов и борьбы. Были стихи, книги, путешествия, семейные радости, слава. Но внутри, не с внешней стороны, а в глубине своего творчества поэт прошел путь от любопытства и восторгов по поводу жизни вездесущих древних греков и римлян к размышлениям и боли душевной за судьбу своей страны и народа, к осмыслению российской действительности, истории народов, живущих в России.

Наверное, это влечение было предопределено теми корнями и родственными связями семейства, где появился на свет в Москве будущий поэт и государственный деятель — древний род поэта был богат талантливыми людьми. В XV веке жил известный русский богослов Нил Сорский, а во времена Екатерины творил поэт Василий Майков, отцом его был академик живописи, и все остальные родственники творили, рисовали, создавали.

В детстве поэт часто жил в подмосковном имении — в деревне Чепчиха (вблизи нынешнего Солнечногорска), а в 1834 году семья переехала в Петербург, где в 1837–1841 годах Аполлон Николаевич Майков учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Выпустив первую книгу стихов, он получил пособие на поездку за границу, а вернувшись, успевал во всех поприщах — написал кандидатскую диссертацию о древнеславянском праве, служил в Министерстве финансов и был помощником библиотекаря в Румянцевском музее, состоял в Санкт-Петербургском комитете цензуры и был произведён в действительные статские советники, а в 1874 года и до конца жизни являлся еще и членом особого отдела учёного комитета Министерства народного просвещения.

Должностей и государственных дел хватало, но Майкова, как всякого поэта и художника, интересовали вечные вопросы бытия. Он размышлял о развитии цивилизаций, его занимали судьбы нашей страны, ее прошлое и настоящее, ее роль и историческая миссия — спасительницы всей европейской цивилизации от гибели, преградившей путь полчищам Батыя. Эта мысль отразилась в сборнике его стихов «1854 год», который точно отразил мировоззрение Майкова в то время, когда он отрицал принципы цивилизации Западной Европы. А в своей лирике поэт постоянно создает образы русской деревни, природы, русской истории, в течение четырёх лет переводит в поэтической форме «Слово о полку Игореве», окончив перевод в 1870 году.

Но было еще одно стихотворение Аполлона Майкова, которое стало известно всей России и к которому написали в свое время музыку более 20 русских композиторов. Это «Колыбельная песня», в которой нет ни слова ни о судьбах цивилизаций, ни об исторической миссии, а есть много любви и света в подарок от мироздания, которое сумел уловить поэт Майков — «...В няньки я тебе взяла ветер, солнце и орла...»

Майков Аполлон Николаевич

Среди литературоведов бытует мнение, что Аполлон Майков — поэт, жизненный путь которого был светлым и ровным, лишенным гонений, врагов и борьбы. Были стихи, книги, путешествия, семейные радости, слава. Но внутри, не с внешней стороны, а в глубине своего творчества поэт прошел путь от любопытства и восторгов по поводу жизни вездесущих древних греков и римлян к размышлениям и боли душевной за судьбу своей страны и народа, к осмыслению российской действительности, истории народов, живущих в России.

Наверное, это влечение было предопределено теми корнями и родственными связями семейства, где появился на свет в Москве будущий поэт и государственный деятель — древний род поэта был богат талантливыми людьми. В XV веке жил известный русский богослов Нил Сорский, а во времена Екатерины творил поэт Василий Майков, отцом его был академик живописи, и все остальные родственники творили, рисовали, создавали.

В детстве поэт часто жил в подмосковном имении — в деревне Чепчиха (вблизи нынешнего Солнечногорска), а в 1834 году семья переехала в Петербург, где в 1837–1841 годах Аполлон Николаевич Майков учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Выпустив первую книгу стихов, он получил пособие на поездку за границу, а вернувшись, успевал во всех поприщах — написал кандидатскую диссертацию о древнеславянском праве, служил в Министерстве финансов и был помощником библиотекаря в Румянцевском музее, состоял в Санкт-Петербургском комитете цензуры и был произведён в действительные статские советники, а в 1874 года и до конца жизни являлся еще и членом особого отдела учёного комитета Министерства народного просвещения.

Должностей и государственных дел хватало, но Майкова, как всякого поэта и художника, интересовали вечные вопросы бытия. Он размышлял о развитии цивилизаций, его занимали судьбы нашей страны, ее прошлое и настоящее, ее роль и историческая миссия — спасительницы всей европейской цивилизации от гибели, преградившей путь полчищам Батыя. Эта мысль отразилась в сборнике его стихов «1854 год», который точно отразил мировоззрение Майкова в то время, когда он отрицал принципы цивилизации Западной Европы. А в своей лирике поэт постоянно создает образы русской деревни, природы, русской истории, в течение четырёх лет переводит в поэтической форме «Слово о полку Игореве», окончив перевод в 1870 году.

Но было еще одно стихотворение Аполлона Майкова, которое стало известно всей России и к которому написали в свое время музыку более 20 русских композиторов. Это «Колыбельная песня», в которой нет ни слова ни о судьбах цивилизаций, ни об исторической миссии, а есть много любви и света в подарок от мироздания, которое сумел уловить поэт Майков — «...В няньки я тебе взяла ветер, солнце и орла...»


Стихи О Городце

О каких местах писал поэт

В Городце в 1263 г.

(В Городце на Волге в 1263 году умер на возвратном пути
из Орды князь Александр Невский)
………………………….
Тихо лампада пред образом Спаса горит;
Тихо игумен пред ним на молитве стоит;
Тихо бояре стоят по углам;
Тих и недвижим лежит, головой к образам,
Князь Александр, черной схимой покрыт...
Страшного часа все ждут: нет надежды, уж нет!
Слышится в келье порой лишь болящего бред.
Тихо лампада пред образом Спаса горит...
Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит...
Сон ли проходит пред ним, иль видений таинственных цепь —
Видит он: степь, беспредельная бурая степь...
Войлок разостлан на выжженной солнцем земле.
Видит: отец! смертный пот на челе,
Весь изможден он, и бледен, и слаб...
Шел из Орды он, как данник, как раб...
В сердце, знать, сил не хватило обиду стерпеть...
И простонал Александр: «Так и мне умереть…»
……………………………………………………….
Тихо лампада пред образом Спаса горит...
Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит...
Снится ему Ярославов в Новгороде двор...
В шумной толпе и мятеж, и раздор...
Все собралися концы и шумят...
«Все постоим за святую Софию, — вопят, —
Дань ей несут от Угорской земли до Ганзы...
Немцам и шведам страшней нет грозы...
Сам ты водил нас, и Биргер твое
Помнит досель на лице, чай, копье!..
Рыцари, — памятен им пооттаявший лед!..»
…………………………………………...

Грозно сверкнули всем гневом высокой души, —
Крикнул: «Эй, вы, торгаши!
Бог на всю землю послал злую мзду.
Вы ли одни не хотите его покориться суду?
Ломятся тьмами ордынцы на Русь — я себя не щажу,
Я лишь один на плечах их держу!..
Бремя нести — так всем миром нести!
Дружно, что бор вековой, подыматься, расти,
Веруя в чаянье лучших времен, —
Всё лишь в конец претерпевый — спасен!..»

Тихо лампада пред образом Спаса горит...
Князь неподвижно во тьму, в беспредельность глядит...
Тьма, что завеса, раздвинулась вдруг перед ним...
Видит он: облитый словно лучом золотым,
Берег Невы, где разил он врага...
Вдруг возникает там город... Народом кишат берега...
Флагами веют цветными кругом корабли...
Гром раздается; корабль показался вдали...
Правит им кормчий с открытым высоким челом...
Кормчего все называют царем...
…………………………………………...

Тихо лампада пред образом Спаса горит...
Князь неподвижен лежит...
Словно как свет над его просиял головой —
Чудной лицо озарилось красой,
Тихо игумен к нему подошел и дрожащей рукой
Сердце ощупал его и чело —
И, зарыдав, возгласил: «Наше солнце зашло!»

1875 г.