Некрасов Николай Алексеевич

(1821 — 1878)

Говорят, что школьники, читавшие на уроках литературы про то, как «деревенские русские люди... свесив русые головы к груди» зря простояли у барского парадного, а потом «..и пошли они, солнцем палимы, повторяя: „Суди его бог!“, разводя безнадежно руками, и, покуда я видеть их мог, с непокрытыми шли головами...», после изучения таких стихов становились добрее и великодушнее, и многое меняли в своем отношении к жизни.

Может, конечно, это преувеличение, но то, что в день похорон автора это стихотворение стало первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю и поэту, преувеличением уже никак не назовешь. Это — факт истории. Прощание началось рано утром и сопровождалось литературно-политической демонстрацией. Несмотря на сильный мороз в январе 1878 года в Санкт-Петербурге, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его упокоения и во время прощальной речи Ф.М. Достоевского, отводившего в ней Некрасову третье место в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова, прервала его криками: «Да выше, выше Пушкина!»

Время разберется с преувеличениями, расставит все по местам, попытки менять нумерацию кумиров в «табели о рангах» всегда будут приниматься неодобрительно, но фигура поэта, издателя, гражданина Николая Алексеевича Некрасова от этого менее великой не станет. Взяв однажды в 17 лет на себя полную ответственность за свою жизнь и последствия своих поступков, приняв осуществившуюся угрозу отца оставить сына без всякой материальной помощи за то, что вместо поступления на военную службу в Санкт-Петербурге тот пошел вольнослушателем на филологический факультет Петербургского университета, Николай Некрасов смоделировал свое поведение и жизненное кредо на всю последующую жизнь. Голодал, спал на вокзалах, брался за любую работу, терпел страшную нужду, заболевал от голода и холода, но не переставал идти к цели и не поддавался обстоятельствам. После нескольких лет лишений начал неплохо зарабатывать — давал уроки и печатал небольшие статьи в газетах и журналах, сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал водевили для Александринского театра под чужим именем, несколько лет усердно работал над прозой, стихами, публицистикой, критикой, но по-прежнему не давал себе покоя и отдыха.

«Господи, сколько я работал!..» — скажет позднее известный уже литератор и издатель Некрасов и никогда так и не расстанется с тем мальчиком Коленькой, который навсегда получил в раннем детстве инъекцию огромной любви и нежности со стороны доброй, ласковой матери и прививку против жестокости и барства со стороны психически нездорового, избивавшего своих крестьян деспота-отца.

Родившись в городке Немиров Подольской губернии Российской империи, где стоял полк отца, он уже в 3 года перебрался с семьей в их родовое имение в деревне Грешнево Ярославской губернии, куда потом в течение жизни будет приезжать очень часто. Впереди ярославская гимназия в 1832 году, где мальчик начнет записывать свои первые стихи, а, начиная с 1838 года, та самая борьба, вопреки воле отца, за выживание в Санкт-Петербурге, а потом успешная литературная работа и книжка его стихов под заглавием «Мечты и звуки», выпущенная в 1840 году при поддержке некоторых петербургских знакомых.

Он начнет успешно печататься в ведущих российских журналах и станет очень успешным издателем, выпустит много альманахов, а потом, с 1847 по 1866 год, станет руководителем литературного и общественно-политического журнала «Современник», а с 1868 года — редактором журнала «Отечественные записки». Как и его дорогой соратник Белинский, он будет успешным открывателем новых талантов. На страницах журнала «Современник» нашли свою славу и признание Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Николай Огарёв, Дмитрий Григорович. В журнале публиковались Александр Островский, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Николай Некрасов ввёл в русскую литературу Фёдора Достоевского и Льва Толстого. Также в журнале печатались Николай Чернышевский и Николай Добролюбов. С первых лет издания журнала под своим руководством Некрасов являлся не только его вдохновителем и редактором, но также и одним из основных авторов. Здесь печатались его стихи, проза, критика. Некрасов привнес в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа — от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Используя разговорную речь и народную фразеологию, он значительно расширил диапазон русской поэзии.

В спорах литераторов и в трудном выборе направлений Некрасов всегда поддерживал демократическую, разночинскую часть литературы, а позднее народничество, превращая свои издания в орган передовой демократической мысли. Став успешным литератором и издателем, он никогда не переставал быть радетелем за народное благополучие и улучшение участи народной. Он создает такие произведения, как «Поэт и гражданин» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «На Волге» (1860), «Железная дорога» (1864), затрагивая темы, о которых раньше мало говорили даже в прозе, а в более поздние годы его основной литературной работой стала эпическая крестьянская поэма-симфония «Кому на Руси жить хорошо», вобравшая в себя весь его духовный опыт тонкого знатока народной жизни и народной речи. Поэма стала как бы итогом его долгих размышлений о положении и судьбах крестьянства.

Тяжело заболев в 1875 году, он создаст пронзительно искренние «Последние песни», в которых думает о том, какой след его творчество и работа оставят в жизни страны, о самой угнетенной части которой он печалился всю жизнь в своем творчестве, и не только сочувствовал народу, но и отождествлял себя с крестьянской Россией, говорил от её имени и её языком, а также был выразителем пробуждавшегося самосознания народных масс, что и стало основой идейных и художественных особенностей его творчества.

Он никогда не был «белым и пушистым», но он всегда был равен самому себе и всегда был настоящим — уникальное качество не только для творческой личности. В его личной жизни, в его некоторых пристрастиях и общественных поступках очень легко усмотреть поразительные нравственные изъяны, противоречивость, двойственность. Но это если смотреть в ту строну, где нет места пониманию того, что Некрасов является не только создателем нового периода в русской литературе, но и уникальной для своего времени фигурой, совместившей в одной личности и мецената-издателя, и прогрессивного народного поэта, и политического деятеля, и главное — радетеля за народ не издалека и на сословном расстоянии, а внутри него.

Он остался навсегда среди тех крестьян, что пошли несолоно хлебавши с непокрытыми головами от барского дома, среди полей, на которых растет украденный у труженика-крестьянина урожай, в упряжке бурлаков, оглашающих матушку Волгу своими криками труда и страдания, в могилах под откосами построенной рабским крестьянским трудом железной дороги, и даже среди островков разлившейся реки, на которых спаслись чудом счастливцы заячьего племени. Самые зоркие сердцем и тонкие чувством с благодарностью находят ответы на все традиционные российские вопросы в творчестве поэта и литературного деятеля Николая Алексеевича Некрасова.

Некрасов Николай Алексеевич

Говорят, что школьники, читавшие на уроках литературы про то, как «деревенские русские люди... свесив русые головы к груди» зря простояли у барского парадного, а потом «..и пошли они, солнцем палимы, повторяя: „Суди его бог!“, разводя безнадежно руками, и, покуда я видеть их мог, с непокрытыми шли головами...», после изучения таких стихов становились добрее и великодушнее, и многое меняли в своем отношении к жизни.

Может, конечно, это преувеличение, но то, что в день похорон автора это стихотворение стало первым случаем всенародной отдачи последних почестей писателю и поэту, преувеличением уже никак не назовешь. Это — факт истории. Прощание началось рано утром и сопровождалось литературно-политической демонстрацией. Несмотря на сильный мороз в январе 1878 года в Санкт-Петербурге, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодёжи, провожала тело поэта до места вечного его упокоения и во время прощальной речи Ф.М. Достоевского, отводившего в ней Некрасову третье место в русской поэзии после Пушкина и Лермонтова, прервала его криками: «Да выше, выше Пушкина!»

Время разберется с преувеличениями, расставит все по местам, попытки менять нумерацию кумиров в «табели о рангах» всегда будут приниматься неодобрительно, но фигура поэта, издателя, гражданина Николая Алексеевича Некрасова от этого менее великой не станет. Взяв однажды в 17 лет на себя полную ответственность за свою жизнь и последствия своих поступков, приняв осуществившуюся угрозу отца оставить сына без всякой материальной помощи за то, что вместо поступления на военную службу в Санкт-Петербурге тот пошел вольнослушателем на филологический факультет Петербургского университета, Николай Некрасов смоделировал свое поведение и жизненное кредо на всю последующую жизнь. Голодал, спал на вокзалах, брался за любую работу, терпел страшную нужду, заболевал от голода и холода, но не переставал идти к цели и не поддавался обстоятельствам. После нескольких лет лишений начал неплохо зарабатывать — давал уроки и печатал небольшие статьи в газетах и журналах, сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, писал водевили для Александринского театра под чужим именем, несколько лет усердно работал над прозой, стихами, публицистикой, критикой, но по-прежнему не давал себе покоя и отдыха.

«Господи, сколько я работал!..» — скажет позднее известный уже литератор и издатель Некрасов и никогда так и не расстанется с тем мальчиком Коленькой, который навсегда получил в раннем детстве инъекцию огромной любви и нежности со стороны доброй, ласковой матери и прививку против жестокости и барства со стороны психически нездорового, избивавшего своих крестьян деспота-отца.

Родившись в городке Немиров Подольской губернии Российской империи, где стоял полк отца, он уже в 3 года перебрался с семьей в их родовое имение в деревне Грешнево Ярославской губернии, куда потом в течение жизни будет приезжать очень часто. Впереди ярославская гимназия в 1832 году, где мальчик начнет записывать свои первые стихи, а, начиная с 1838 года, та самая борьба, вопреки воле отца, за выживание в Санкт-Петербурге, а потом успешная литературная работа и книжка его стихов под заглавием «Мечты и звуки», выпущенная в 1840 году при поддержке некоторых петербургских знакомых.

Он начнет успешно печататься в ведущих российских журналах и станет очень успешным издателем, выпустит много альманахов, а потом, с 1847 по 1866 год, станет руководителем литературного и общественно-политического журнала «Современник», а с 1868 года — редактором журнала «Отечественные записки». Как и его дорогой соратник Белинский, он будет успешным открывателем новых талантов. На страницах журнала «Современник» нашли свою славу и признание Иван Тургенев, Иван Гончаров, Александр Герцен, Николай Огарёв, Дмитрий Григорович. В журнале публиковались Александр Островский, Салтыков-Щедрин, Глеб Успенский. Николай Некрасов ввёл в русскую литературу Фёдора Достоевского и Льва Толстого. Также в журнале печатались Николай Чернышевский и Николай Добролюбов. С первых лет издания журнала под своим руководством Некрасов являлся не только его вдохновителем и редактором, но также и одним из основных авторов. Здесь печатались его стихи, проза, критика. Некрасов привнес в русскую поэзию богатство народного языка и фольклора, широко используя в своих произведениях прозаизмы и речевые обороты простого народа — от бытового до публицистического, от народного просторечия до поэтической лексики, от ораторского до пародийно-сатирического стиля. Используя разговорную речь и народную фразеологию, он значительно расширил диапазон русской поэзии.

В спорах литераторов и в трудном выборе направлений Некрасов всегда поддерживал демократическую, разночинскую часть литературы, а позднее народничество, превращая свои издания в орган передовой демократической мысли. Став успешным литератором и издателем, он никогда не переставал быть радетелем за народное благополучие и улучшение участи народной. Он создает такие произведения, как «Поэт и гражданин» (1856), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «На Волге» (1860), «Железная дорога» (1864), затрагивая темы, о которых раньше мало говорили даже в прозе, а в более поздние годы его основной литературной работой стала эпическая крестьянская поэма-симфония «Кому на Руси жить хорошо», вобравшая в себя весь его духовный опыт тонкого знатока народной жизни и народной речи. Поэма стала как бы итогом его долгих размышлений о положении и судьбах крестьянства.

Тяжело заболев в 1875 году, он создаст пронзительно искренние «Последние песни», в которых думает о том, какой след его творчество и работа оставят в жизни страны, о самой угнетенной части которой он печалился всю жизнь в своем творчестве, и не только сочувствовал народу, но и отождествлял себя с крестьянской Россией, говорил от её имени и её языком, а также был выразителем пробуждавшегося самосознания народных масс, что и стало основой идейных и художественных особенностей его творчества.

Он никогда не был «белым и пушистым», но он всегда был равен самому себе и всегда был настоящим — уникальное качество не только для творческой личности. В его личной жизни, в его некоторых пристрастиях и общественных поступках очень легко усмотреть поразительные нравственные изъяны, противоречивость, двойственность. Но это если смотреть в ту строну, где нет места пониманию того, что Некрасов является не только создателем нового периода в русской литературе, но и уникальной для своего времени фигурой, совместившей в одной личности и мецената-издателя, и прогрессивного народного поэта, и политического деятеля, и главное — радетеля за народ не издалека и на сословном расстоянии, а внутри него.

Он остался навсегда среди тех крестьян, что пошли несолоно хлебавши с непокрытыми головами от барского дома, среди полей, на которых растет украденный у труженика-крестьянина урожай, в упряжке бурлаков, оглашающих матушку Волгу своими криками труда и страдания, в могилах под откосами построенной рабским крестьянским трудом железной дороги, и даже среди островков разлившейся реки, на которых спаслись чудом счастливцы заячьего племени. Самые зоркие сердцем и тонкие чувством с благодарностью находят ответы на все традиционные российские вопросы в творчестве поэта и литературного деятеля Николая Алексеевича Некрасова.


Стихи О горе Эльбрус

Стихи о России

О каких местах писал поэт

Горы

Передо мной Кавказ суровый,
Его дремучие леса
И цепи гор белоголовой
Угрюмо-дикая краса.
Мой друг, о сей стране чудесной
Ты только слышал от молвы,
Ты не видал в короне звездной
Эльбруса грозной головы.
Вот он. Взгляни, его вершина
Одета глыбами снегов,
Вокруг седого исполина
Стоят ряды его сынов.
Великолепные творенья!
Блистая гордой красотой,
Они вселенной украшенья,
Подпора тверди голубой.
Взгляни на них бесстрашным взором!
Но ты дрожишь: что видишь ты?
Или сравненьем, как укором,
Смутились дерзкие мечты?..
Да, да... наследник разрушенья,
Я понял ясно мысль твою
И, не без тайного крушенья,
Ее правдивой признаю:
Здесь от начала мирозданья
Водворены громады гор,
И полон гордого сознанья
Могучих сил их бурный взор;
Всеразрушающее время
Им уступать осуждено,
А между тем земное племя
В гробах истлело не одно.
Они всё те ж... основы твердой
Ничто разрушить не могло.
О, как торжественно, как гордо
Их величавое чело!
Всегда и холодно и бурно
Оно, закованное в лед;
Как опрокинутая урна,
Над ним висит небесный свод,
И солнце в отблесках узорных
На нем горит, как на стекле, —
Хребет возвышенностей горных,
Не чуждый небу, чужд земле.
Лишь изредка, под небосклоном
Наскуча праздностью немой,
Сорвется с грохотом и стоном
Осколок глыбы вековой
И, весь рассыпясь мелким снегом,
Привет их долу принесет,
А дол туда же громким эхом
Благоговейный ужас шлет.

Картиной чудной вдохновенный,
Стою недвижим перед ней
Я, как ребенок умиленный.
Святой восторг души моей
И удивленья полны взоры
Шлю к тем же грозным высотам —
Чтобы заоблачные горы
Их передали небесам.

1839

Дома — лучше!

В Европе удобно, но родины ласки
Ни с чем не сравнимы. Вернувшись домой,
В телегу спешу пересесть из коляски
И марш на охоту! Денек не дурной,

Под солнцем осенним родная картина
Отвыкшему глазу нова...
О матушка Русь! ты приветствуешь сына
Так нежно, что кругом идет голова!

Твои мужики на меня выгоняли
Зверей из лесов целый день,
А ночью возвратный мой путь освещали
Пожары твоих деревень.

1868

Железная дорога (отрывок из поэмы)

I

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни…
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни —

Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
<…>

1864

Кому на Руси жить хорошо (отрывок из поэмы)

<...>
РУСЬ

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!

В рабстве спасенное
Сердце свободное —
Золото, золото
Сердце народное!

Сила народная,
Сила могучая —
Совесть спокойная,
Правда живучая!

Сила с неправдою
Не уживается,
Жертва неправдою
Не вызывается, —

Русь не шелохнется,
Русь — как убитая!
А загорелась в ней
Искра сокрытая, —

Встали — небужены,
Вышли — непрошены,
Жита по зернышку
Горы наношены!

Рать подымается —
Неисчислимая!
Сила в ней скажется
Несокрушимая!

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная,
Матушка Русь!
<...>

1866—1876

Крестьянские дети

<...>
Однажды, в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И шествуя важно, в спокойствии чинном,
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах... а сам с ноготок!
«Здорово, парнище!» — Ступай себе мимо! —
«Уж больно ты грозен, как я погляжу!
Откуда дровишки?» — Из лесу, вестимо;
Отец, слышишь, рубит, а я отвожу.
(В лесу раздавался топор дровосека.) —
«А что, у отца-то большая семья?»
— Семья-то большая, да два человека
Всего мужиков-то: отец мой да я... —
«Так вон оно что! А как звать тебя?»
— Власом. —
«А кой тебе годик?» — Шестой миновал...
Ну, мертвая! — крикнул малюточка басом,
Рванул под уздцы и быстрей зашагал.
На эту картину так солнце светило,
Ребенок был так уморительно мал,
Как будто всё это картонное было,
Как будто бы в детский театр я попал!
Но мальчик был мальчик живой, настоящий,
И дровни, и хворост, и пегонький конь,
И снег, до окошек деревни лежащий,
И зимнего солнца холодный огонь —
Всё, всё настоящее русское было,
С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы.
Что русской душе так мучительно мило,
Что русские мысли вселяет в умы,
Те честные мысли, которым нет воли,
Которым нет смерти — дави не дави,
В которых так много и злобы и боли,
В которых так много любви!
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой —
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..
<...>

14 июля 1961