Рылеев Кондратий Федорович

(1795 — 1826)

Если внимательно посмотреть, посчитать и вдуматься в даты жизни этого поэта, издателя, политического деятеля, казненного декабриста и известного уже несколько веков всей России романтического патриота, можно не поверить в увиденное и подсчитанное — настолько солидной, решительной, очень взрослой кажется по делам и поступкам эта фигура человека, в тридцать лет жизнью заплатившего за попытку осуществить на практике те идеи, которым он служил своим поэтическим творчеством.

Родился Кондратий Рылеев в селе Батово Санкт-Петербургской губернии (сейчас это территория Гатчинского района Лениградской области) в семье мелкопоместного дворянина, управляющего имением. Последние дни жизни пройдут в Петропавловской крепости, где он будет казнен с товарищами по декабрьскому восстанию.

И тут опять приходит удивление — как получилось, что этот вполне благополучный юноша, в биографии которого есть учеба в Петербургском первом кадетском корпусе с 1801 по 1814 год, есть служба заседателем Петербургской уголовной палаты с 1821 года и правителем канцелярии Российско-американской компании с 1824 года, есть женитьба в 1820 году на девушке, которую он встретил в Острогожском уезде Воронежской губернии, где после возвращения из Европы стояла рота, в которой служил Рылеев, и есть тихая семейная жизнь в Петербурге, — как вдруг вышло, что он стал самым главным идеологом и фигурантом декабристского восстания на Сенатской площади столицы империи в морозный декабрьский день 1825 года?

Конечно, можно апеллировать к влиянию заграничных походов русской армии 1813–1814 годов после наполеоновского нашествия и потрясению наших офицеров увиденным в европейских странах в сравнении с российским средневековьем и рабством того времени, но просто так потрясение не перерастает в глубокий, сознательный процесс борьбы с властью не на жизнь, а на смерть. А Кондратий Рылеев, интеллигент непримечательного «роста среднего, телосложения хорошего», как описывали его современники, носящий очки и исправно ходивший на службу, именно так бескомпромиссно и собирался бороться с самодержавием, став на путь политической борьбы.

В 1820 году он написал знаменитую сатирическую оду «К временщику», в 1821 году вошёл в «Вольное общество любителей русской словесности», в 1823–1825 годах совместно с Александром Бестужевым выпускает ежегодный альманах «Полярная звезда» состоит в петербургской масонской ложе «К пламенеющей звезде» и в 1823 году становится членом тайного политического Северного общества декабристов, возглавив затем его наиболее радикальное крыло и за стремительно короткий срок став душой этого общества.

Товарищи по подготовке восстания отмечали, что Рылеев обладал свойствами, необходимыми для общественного деятеля, трибуна: энтузиазмом, даром пропагандиста, умением привлекать сердца, он воплощал в себе образ героя-гражданина, который был им воспет в поэзии, а квартира Рылеева неожиданно из тихого семейного гнездышка превратилась в своего рода штаб петербургских революционеров.

Потрясенный неудачей восстания, он готовился к аресту и, находясь в заключении, брал всю вину на себя, стремился оправдать товарищей, возлагая надежды на милость к ним императора.

При жизни Кондратия Рылеева вышли две его книги: в 1825 году — «Думы», а чуть позже, в том же году, была издана поэма «Войнаровский». После декабристского восстания издания поэта-декабриста были запрещены и по большей части уничтожены, но появились рукописные списки стихотворений и поэмы Рылеева, которые распространялись нелегально на территории Российской империи. Той самой империи, которая для Кондратия Федоровича Рылеева была просто Отчизной, за которую он не пожалел своей жизни и о которой писал перед казнью в камере крепости: «Тюрьма мне в честь, не в укоризну... и мне ль стыдиться сих цепей, когда ношу их за Отчизну!»

В официальных биографиях нечасто упоминают об особом происхождении не самого простого имени Рылеева. Дело в том, что до рождения этого мальчика в семье умерло четверо детей, и родители, чтобы сохранить слабенького здоровьем сына, по совету священника назвали его в честь первого встретившегося им человека в тот день, когда они поехали крестить мальчика — им оказался бедный отставной солдат Кондратий, которого родители забрали с собой в церковь как крёстного отца. Может, тогда и была заложена тайна будущего патриота и певца свободы родной Отчизны.

Рылеев Кондратий Федорович

Если внимательно посмотреть, посчитать и вдуматься в даты жизни этого поэта, издателя, политического деятеля, казненного декабриста и известного уже несколько веков всей России романтического патриота, можно не поверить в увиденное и подсчитанное — настолько солидной, решительной, очень взрослой кажется по делам и поступкам эта фигура человека, в тридцать лет жизнью заплатившего за попытку осуществить на практике те идеи, которым он служил своим поэтическим творчеством.

Родился Кондратий Рылеев в селе Батово Санкт-Петербургской губернии (сейчас это территория Гатчинского района Лениградской области) в семье мелкопоместного дворянина, управляющего имением. Последние дни жизни пройдут в Петропавловской крепости, где он будет казнен с товарищами по декабрьскому восстанию.

И тут опять приходит удивление — как получилось, что этот вполне благополучный юноша, в биографии которого есть учеба в Петербургском первом кадетском корпусе с 1801 по 1814 год, есть служба заседателем Петербургской уголовной палаты с 1821 года и правителем канцелярии Российско-американской компании с 1824 года, есть женитьба в 1820 году на девушке, которую он встретил в Острогожском уезде Воронежской губернии, где после возвращения из Европы стояла рота, в которой служил Рылеев, и есть тихая семейная жизнь в Петербурге, — как вдруг вышло, что он стал самым главным идеологом и фигурантом декабристского восстания на Сенатской площади столицы империи в морозный декабрьский день 1825 года?

Конечно, можно апеллировать к влиянию заграничных походов русской армии 1813–1814 годов после наполеоновского нашествия и потрясению наших офицеров увиденным в европейских странах в сравнении с российским средневековьем и рабством того времени, но просто так потрясение не перерастает в глубокий, сознательный процесс борьбы с властью не на жизнь, а на смерть. А Кондратий Рылеев, интеллигент непримечательного «роста среднего, телосложения хорошего», как описывали его современники, носящий очки и исправно ходивший на службу, именно так бескомпромиссно и собирался бороться с самодержавием, став на путь политической борьбы.

В 1820 году он написал знаменитую сатирическую оду «К временщику», в 1821 году вошёл в «Вольное общество любителей русской словесности», в 1823–1825 годах совместно с Александром Бестужевым выпускает ежегодный альманах «Полярная звезда» состоит в петербургской масонской ложе «К пламенеющей звезде» и в 1823 году становится членом тайного политического Северного общества декабристов, возглавив затем его наиболее радикальное крыло и за стремительно короткий срок став душой этого общества.

Товарищи по подготовке восстания отмечали, что Рылеев обладал свойствами, необходимыми для общественного деятеля, трибуна: энтузиазмом, даром пропагандиста, умением привлекать сердца, он воплощал в себе образ героя-гражданина, который был им воспет в поэзии, а квартира Рылеева неожиданно из тихого семейного гнездышка превратилась в своего рода штаб петербургских революционеров.

Потрясенный неудачей восстания, он готовился к аресту и, находясь в заключении, брал всю вину на себя, стремился оправдать товарищей, возлагая надежды на милость к ним императора.

При жизни Кондратия Рылеева вышли две его книги: в 1825 году — «Думы», а чуть позже, в том же году, была издана поэма «Войнаровский». После декабристского восстания издания поэта-декабриста были запрещены и по большей части уничтожены, но появились рукописные списки стихотворений и поэмы Рылеева, которые распространялись нелегально на территории Российской империи. Той самой империи, которая для Кондратия Федоровича Рылеева была просто Отчизной, за которую он не пожалел своей жизни и о которой писал перед казнью в камере крепости: «Тюрьма мне в честь, не в укоризну... и мне ль стыдиться сих цепей, когда ношу их за Отчизну!»

В официальных биографиях нечасто упоминают об особом происхождении не самого простого имени Рылеева. Дело в том, что до рождения этого мальчика в семье умерло четверо детей, и родители, чтобы сохранить слабенького здоровьем сына, по совету священника назвали его в честь первого встретившегося им человека в тот день, когда они поехали крестить мальчика — им оказался бедный отставной солдат Кондратий, которого родители забрали с собой в церковь как крёстного отца. Может, тогда и была заложена тайна будущего патриота и певца свободы родной Отчизны.


Стихи О Чистом болоте

Стихи о России

О каких местах писал поэт

Иван Сусанин

«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! —
Сусанину с сердцем вскричали враги: —
Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;
Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.
Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;
Но тем Михаила тебе не спасти!

Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует,
Но смерти от ляхов ваш царь не минует!..
Веди ж нас,— так будет тебе за труды;
Иль бойся: не долго у нас до беды!
Заставил всю ночь нас пробиться с метелью...
Но что там чернеет в долине за елью?»

«Деревня! — сарматам в ответ мужичок: —
Вот гумна, заборы, а вот и мосток.
За мною! в ворота! — избушечка эта
Во всякое время для гостя нагрета.
Войдите — не бойтесь!» — «Ну, то-то, москаль!..
Какая же, братцы, чертовская даль!
Такой я проклятой не видывал ночи,
Слепились от снегу соколии очи...
Жупан мой — хоть выжми, нет нитки сухой! —
Вошед, проворчал так сармат молодой. —
Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли!
Скорей!.. не заставь нас приняться за сабли!»
<...>
«Сусанин! — вскричали,— что молишься богу?
Теперь уж не время — пора нам в дорогу!»
Оставив деревню шумящей толпой,
В лес темный вступают окольной тропой.
Сусанин ведет их... Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло:

То скроется быстро, то ярко блеснет,
То тускло засветит, то вновь пропадет.
Стоят не шелохнясь и дуб и береза,
Лишь снег под ногами скрипит от мороза,
Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит,
И дятел дуплистую иву долбит.

Друг за другом идут в молчаньи сарматы;
Всё дале и дале седой их вожатый.
Уж солнце высоко сияет с небес —
Всё глуше и диче становится лес!
И вдруг пропадает тропинка пред ними:
И сосны и ели, ветвями густыми

Склонившись угрюмо до самой земли,
Дебристую стену из сучьев сплели.
Вотще настороже тревожное ухо:
Всё в том захолустье и мертво и глухо...
«Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. —

Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит
И душу изменой свою не погубит».

«Злодей! — закричали враги, закипев, —
Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев!
Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»

«Умри же! — сарматы герою вскричали,
И сабли над старцем, свистя, засверкали! —
Погибни, предатель! Конец твой настал!»
И твердый Сусанин весь в язвах упал!
Снег чистый чистейшая кровь обагрила:
Она для России спасла Михаила!

1822

Любовь к отчизне

Где алтарей не соружают
Святой к отечеству любви?
где не почитают
Питать святой сей жар в крови?
Друзья! меня вы уличите
И тот народ мне укажите,
Который бы ее не знал,
Оставивши страну родную
И удалясь во всем в чужую,
Тоски в себе не ощущал?

Нет, нет, везде равно пылает
В сердцах святой любви сей жар:
Ее хотя не понимает,
Но равно чувствует дикарь —
Необразованный индеец,
Как и ученый европеец.
Всегда и всюду ей был храм:
И в отдаленнейшие веки
От чиста сердца человеки
Несли ей жертву, как богам.

Хвалится Греция сынами,
Пылавшими любовью к ней,
А Рим такими же мужами
Встарь славен к чести был своей.
Нас уверяют: Термопиллы,
Осада Рима, — что любили
Отчизну всей тогда душой.
Там храбрый Леонид спартанин,
Здесь изгнанный Камилл римлянин —
Отчизне жертвуют собой.

Но римских, греческих героев
В любви к отечеству прямой
Средь мира русские, средь боев,
Затмили давнею порой.
Владимир, Минин и Пожарской,
Великий Петр и Задунайской
И нынешних герои лет,
Великие умом, очами,
Между великими мужами,
Каких производил сей свет.

Суворов чистою любовью
К своей отчизне век пылал,
И, жертвуя именьем, кровью,
Ее врагов он поражал:
Его поляки трепетали,
Французы с турками дрожали.
Повсюду завсегда с тобой
Любовь к Отчизне, россиянин!
А с нею, с ней велик гражданин,
Ужасный для врагов герой.

Гордынею вновь полн, решился
Галл росса покорить себе, —
Но вдруг Кутузов появился —
И галлов замысел — не бе!
Так русские всегда любили
И так Отечество хранили
От всяких бед и от врага.
Тот здравого ума лишился,
Кто росса покорить решился, —
Он ломит гордому рога!..

Народ, отчизну обожающ,
К царю, к религии святой
Всем сердцем, всей душой пылающ,
Средь бурь всегда стоит горой,
Никем, ничем не раз(разимой)
Покойною и горделивой.
Тому являет днесь пример
Держава славная Россия, —
Ее врага попранна выя,
Погибнет, гибнет изувер.

Хвала, отечества спаситель!
Хвала, хвала, отчизны сын!
Злодейских замыслов рушитель,
России верный гражданин,
И бич и ужас всех французов! —
Скончался телом ты, Кутузов,
Но будешь вечно жив, герой,
И в будущие веки славен,
И не дерзнет уж враг злонравен
России нарушать покой!..

4 июня 1813