Случевский Константин Константинович

(1837 — 1904)

Мнения современников и более поздних исследователей о поэзии Константина Случевского никогда не были единодушными. Причем различие было огромным — от восторгов и поклонения до злых и остроумных насмешек. Именно поэтому, начав публиковать стихи в журналах в 1857 году и получив резко отрицательные отзывы от некоторых изданий и литературоведов, Случевский исчезает на время и опять начинает печатать стихи только в 1878 году. Он иногда исчезал не только из журналов, но и из России. Родившись в Петербурге, он будет воспитываться в Первом кадетском корпусе, откуда в 1855 году выпущен прапорщиком в Семёновский полк, позднее поступит даже в Академию Генерального штаба, но в 1861 году оставит военную службу и отправится за границу, где учился и получил степень доктора философии.

Вернувшись в Россию, он начнет карьеру чиновника — служил в Министерстве внутренних дел (1867–1874), государственных имуществ (1874–1891), состоял членом совета министра внутренних дел, совета Главного управления по делам печати и имел придворное звание гофмейстера. С 1891 по 1902 год состоял на должности главного редактора газеты «Правительственный вестник».

Казалось бы, места для поэтического творчества оставалось немного в его буднях. Но звучный, красивый стих, пластичность образов, ясность настроения давали основание надеяться, что у когда-то не очень удачного дебютанта все же есть шансы вписаться в ряды поэтов. Он также начинает печатать рассказы, повести, романы, пьесы и брошюры. А совершив несколько поездок по России в свите великого князя, Случевский описал их в сочинениях «По северу России» 1888 года и «По северо-западу России» 1897 года.

Но и стихи Константин Константинович писал до самой смерти. Причем в них все больше просматривалось влияние возникшего символизма, и при этом именно многие деятели культуры Серебряного века (большинство символистов, В. Ходасевич, О. Мандельштам, Б. Пастернак) высоко ценили его творчество и посвящали его поэзии хвалебные статьи.

А все точки в противоречивой оценке поэзии этого поэта и его вклада в русскую литературу расставили уже в постсоветское время: клеймо «забытого» автора сменилось гораздо более корректным в историко-литературном плане званием «несвоевременного поэта», поскольку оно точно указывает на саму «переходную» природу его мироощущения и стиля, отразившую слом поэтических эпох, от классики — к модернизму.

Сам поэт об этом уже ничего не узнает, он в 1904 году был похоронен в Петербурге, но почитатели могут быть довольны — его помнят, а его противоречивость получила статус предшественника модернизма.

Случевский Константин Константинович

Мнения современников и более поздних исследователей о поэзии Константина Случевского никогда не были единодушными. Причем различие было огромным — от восторгов и поклонения до злых и остроумных насмешек. Именно поэтому, начав публиковать стихи в журналах в 1857 году и получив резко отрицательные отзывы от некоторых изданий и литературоведов, Случевский исчезает на время и опять начинает печатать стихи только в 1878 году. Он иногда исчезал не только из журналов, но и из России. Родившись в Петербурге, он будет воспитываться в Первом кадетском корпусе, откуда в 1855 году выпущен прапорщиком в Семёновский полк, позднее поступит даже в Академию Генерального штаба, но в 1861 году оставит военную службу и отправится за границу, где учился и получил степень доктора философии.

Вернувшись в Россию, он начнет карьеру чиновника — служил в Министерстве внутренних дел (1867–1874), государственных имуществ (1874–1891), состоял членом совета министра внутренних дел, совета Главного управления по делам печати и имел придворное звание гофмейстера. С 1891 по 1902 год состоял на должности главного редактора газеты «Правительственный вестник».

Казалось бы, места для поэтического творчества оставалось немного в его буднях. Но звучный, красивый стих, пластичность образов, ясность настроения давали основание надеяться, что у когда-то не очень удачного дебютанта все же есть шансы вписаться в ряды поэтов. Он также начинает печатать рассказы, повести, романы, пьесы и брошюры. А совершив несколько поездок по России в свите великого князя, Случевский описал их в сочинениях «По северу России» 1888 года и «По северо-западу России» 1897 года.

Но и стихи Константин Константинович писал до самой смерти. Причем в них все больше просматривалось влияние возникшего символизма, и при этом именно многие деятели культуры Серебряного века (большинство символистов, В. Ходасевич, О. Мандельштам, Б. Пастернак) высоко ценили его творчество и посвящали его поэзии хвалебные статьи.

А все точки в противоречивой оценке поэзии этого поэта и его вклада в русскую литературу расставили уже в постсоветское время: клеймо «забытого» автора сменилось гораздо более корректным в историко-литературном плане званием «несвоевременного поэта», поскольку оно точно указывает на саму «переходную» природу его мироощущения и стиля, отразившую слом поэтических эпох, от классики — к модернизму.

Сам поэт об этом уже ничего не узнает, он в 1904 году был похоронен в Петербурге, но почитатели могут быть довольны — его помнят, а его противоречивость получила статус предшественника модернизма.


Стихи О реке Нарва

О каких местах писал поэт

Вдоль Наровы ходят волны...

Вдоль Наровы ходят волны;
Против солнца — огоньки!
Волны будто что-то пишут,
Набегая на пески.

Тянем тоню; грузен невод;
Он по дну у нас идет
И захватит всё, что встретит,
И с собою принесет,

Тянем, тянем... Что-то будет?
Окунь, щука, сиг, лосось?
Иль щепа одна да травы, —
Незадача, значит, брось!

Ближе, ближе... Замечаем:
Что-то грузное в мотне;
Как барахтается, бьется,
Как мутит песок на дне.

Вот всплеснула, разметала
Воды; всех нас облила!
Моря синего царица
В нашем неводе была:

Засверкала чешуёю
И короной золотой,
И на нас на всех взглянула
Жемчугом и бирюзой!

Все видали, все слыхали!
Все до самых пят мокры...
Если б взяли мы царицу,
То-то б шли у нас пиры!

Значит, сами виноваты,
Недогадливый народ!
Поворачивайте ворот, —
Тоня новая идет...

И — как тоня вслед за тоней —
За мечтой идет мечта;
Хороша порой добыча
И богата — да не та!..

1899