Сумароков Александр Петрович

(1717 — 1777)

Этот поэт и драматург считается «отцом русского театра». Своими поэтическими произведениями он поднял отечественную литературу на новую по тем временам высоту.

Он писал стихи, басни, любовную лирику, его поэзия отличается своим внешним разнообразием. Им испробованы все жанры: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии. В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы.

Однако классицизм Сумарокова отличен, например, от классицизма его старшего современника Ломоносова. Сумароков «снижает» классическую поэтику. «Снижение» выражается в устремлении к менее «высокой» тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в предпочтении «средних» и «низких» жанров жанрам «высоким».

И, конечно, он не мог пройти мимо описания красот русской природы, ее рек и просторов, ее основных городов — Москвы и Петербурга. При этом, рассказывая о том же Петербурге, он не просто возносит и восхваляет его величие, а именно опускается до «низких» жанров — личных намеков, почти что сплетен и новостей «по-соседски». Таково, например, «Письмо ко приятелю в Москву». Тут и «любезный брат» — о фаворитах Разумовских, одному из которых отошел Аничков дворец, в котором жил в это время Сумароков и который поэт описывает. Тут и некий сенатор, то ли соученик Сумарокова по кадетскому корпусу, то ли другой, живущий тоже возле Аничкова моста...

Именно такое разнообразие в подходе к литературному труду позволило сохранить память о Сумарокове как об одной из самых знаковых фигур российской словесности. На его произведениях выросли целые поколения поэтов, составивших славу и гордость нашей культуры, а его театральные сочинения стали учебником для будущих драматургов.

Сумароков Александр Петрович

Этот поэт и драматург считается «отцом русского театра». Своими поэтическими произведениями он поднял отечественную литературу на новую по тем временам высоту.

Он писал стихи, басни, любовную лирику, его поэзия отличается своим внешним разнообразием. Им испробованы все жанры: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии. В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы.

Однако классицизм Сумарокова отличен, например, от классицизма его старшего современника Ломоносова. Сумароков «снижает» классическую поэтику. «Снижение» выражается в устремлении к менее «высокой» тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в предпочтении «средних» и «низких» жанров жанрам «высоким».

И, конечно, он не мог пройти мимо описания красот русской природы, ее рек и просторов, ее основных городов — Москвы и Петербурга. При этом, рассказывая о том же Петербурге, он не просто возносит и восхваляет его величие, а именно опускается до «низких» жанров — личных намеков, почти что сплетен и новостей «по-соседски». Таково, например, «Письмо ко приятелю в Москву». Тут и «любезный брат» — о фаворитах Разумовских, одному из которых отошел Аничков дворец, в котором жил в это время Сумароков и который поэт описывает. Тут и некий сенатор, то ли соученик Сумарокова по кадетскому корпусу, то ли другой, живущий тоже возле Аничкова моста...

Именно такое разнообразие в подходе к литературному труду позволило сохранить память о Сумарокове как об одной из самых знаковых фигур российской словесности. На его произведениях выросли целые поколения поэтов, составивших славу и гордость нашей культуры, а его театральные сочинения стали учебником для будущих драматургов.


Стихи О Санкт-Петербурге

О каких местах писал поэт

Письмо ко приятелю в Москву

Знать хочешь ты, где я в Петрополе живу —
О улице я сей еще не известился
И разно для того поднесь ее зову,
А точно то узнать не много я и льстился.
Но должно знать тебе, писать ко мне куда:
Туда.
По окончании его незлобна века,
Сего живу я в доме человека,
Которого мне смерть
Слез токи извлекала,
И, вспомня коего, нельзя мне их отерть.
Ты знаешь то, чья смерть
В Москве сразить меня ударам сим алкала.
Владеет домом сим его любезный брат,
Толико ж, как и он, не зол и добронравен.
То знает весь сей град,
Что честностью сей муж печется быти славен.
Однако у него не этот только дом,
Так я скажу тебе потом
Сему двору приметы,
И после от тебя,
Приятеля любя,
Я буду получать и спросы и ответы.
В вороты из ворот, а улица межа,
Живет почтенна госпожа,
Два коей прадеда, храня нелицемерность
И ко империи свою Российской верность,
За истину окончили живот,
Которых честности в усердии явленны,
Для коей мужи те Мазепой умерщвленны,
Спасая и Петра, и нас, и свой народ,
Чтоб были искры злы, не вспыхнув, утоленны.
К забору этого двора к Фонтанке двор,
С забором! о забор,
В котором жительство имеет сенатор,
Науки коему, художества любезны;
Он ведает, они для общества полезны.
В сем доме у него всегда пермесский глас,
Он сделал у себя в Петрополе Парнас.
Его сын скрипкою успешно подражает
Той лире, коею играет Аполлон.
Искусство он свое вседневно умножает,
И стал уже его прямым любимцем он.
Его сестра играет на тимпане.
Другая тут поет при струнах и органе,
И для того
На сем дворе его
Все слышат восклицанье хора.
Певица же еще притом и Терпсихора.

1774