Сурков Алексей Александрович

(1899 — 1983)

Фронтовая поэзия — отдельный и уникальный жанр в советской литературе, культурный феномен, порожденный Великой Отечественной войной. Многие из стихов поэтов-фронтовиков становились народными, на них писалась музыка, и песни разлетались уже по всему миру. Алексею Суркову достаточно было стать автором одной «Землянки», чтобы навсегда войти в историю военной поэзии. «...Если среди нас живёт поэт, болдинская осень которого пала на два самых тяжелейших, самых страшных лета 41 и 42 года, то это ведь не простое совпадение! Это качество души, которая с самой большой силой приблизилась к душе народной именно в самую тяжкую годину», — писал о своем друге Константин Симонов, еще один гений военной поэзии.

Алексей Александрович любил называть себя «ровесником века». Будущий поэт родился 1 октября 1899 года в Ярославской губернии в семье крестьянина. С 12 лет работал в Санкт-Петербурге — учеником в мебельном магазине, в столярных мастерских, в типографии, в конторе и весовщиком в Петроградском торговом порту. Революцию принял восторженно и уже в 1918 году опубликовал свои первые стихи в петроградской «Красной газете» под псевдонимом А. Гутуевский. В тот же год добровольцем вступил в ряды Красной Армии. Во время Гражданской войны был пулемётчиком, конным разведчиком, участвовал в боях на Северо-Западном фронте.

Демобилизовавшись, Сурков вернулся в деревню. Но вскоре переехал в Москву, где в 1934 году окончил факультет литературы в Институте красной профессуры и защитил диссертацию, а затем начал работать в журнале «Литературная учёба», основанном Максимом Горьким, а после смерти ведущего пролетарского писателя заменил его на посту главного редактора.

К тому времени у Суркова был уже солидный творческий багаж. Его сборник стихов «Запев», написанный в 1930 году, сразу завоевал популярность. Благосклонно приняла читательская аудитория и его последующие сборники — «Стихи» и «На подступах к песне» (1931), «Наступление» (1932), «Последняя война» (1933), «Ровесники» (1934), «Родина мужественных» (1935), «Путём песни» (1937), «Так мы росли» (1940).

Военная тематика стала приоритетной в творчестве Алексея Александровича. Серьёзнейшей школой профессионализма для него стала работа в газете 9-й армии «Героический поход» во время советско-финляндской войны 1939–1940 годов.

Сам же Алексей Александрович так вспоминал о журналистских буднях: «Работая на фронтовые темы дня, газетчик проходил универсальный практический курс военного дела по всем родам оружия... Надо было до всего докопаться. Всё знать, всё понимать, во всём разбираться... Поэт обязан был редактировать трудночитаемые заметки военкоров. Газетчик должен был уметь делать всё, чего требуют обстоятельства: перевязать раненого, провести политинформацию и, если так сложатся обстоятельства, заменить в бою командира, сбитого вражьей пулей».

Разумеется, не мог Сурков остаться в тылу и с началом Великой Отечественной войны. Сразу после начала Великой Отечественной войны видный журналист и признанный поэт Алексей Сурков стал военным корреспондентом газеты Западного фронта «Красноармейская правда». В годы Великой Отечественной войны Алексей Сурков опубликовал в «Красной звезде» 77 прозаических и поэтических материалов и 10 после Победы. Вот как он описывал свою фронтовую жизнь: «День на передовой, вечер в пути, ночь в землянке, где при тусклом свете коптилки писались стихи, очерки, заметки, статьи. А утром всё это читалось в полках и на батареях».

Сурков смотрел чистым, лирическим взглядом на будни войны, его простые и проникновенные слова, подкрепленные личными переживаниями, глубоко проникали в души солдат, да и вообще каждого русского человека, сердце которого болит за родную землю. И эта магия поэзии Алексея Суркова не проходит с годами, не тускнеет.

Сурков Алексей Александрович

Фронтовая поэзия — отдельный и уникальный жанр в советской литературе, культурный феномен, порожденный Великой Отечественной войной. Многие из стихов поэтов-фронтовиков становились народными, на них писалась музыка, и песни разлетались уже по всему миру. Алексею Суркову достаточно было стать автором одной «Землянки», чтобы навсегда войти в историю военной поэзии. «...Если среди нас живёт поэт, болдинская осень которого пала на два самых тяжелейших, самых страшных лета 41 и 42 года, то это ведь не простое совпадение! Это качество души, которая с самой большой силой приблизилась к душе народной именно в самую тяжкую годину», — писал о своем друге Константин Симонов, еще один гений военной поэзии.

Алексей Александрович любил называть себя «ровесником века». Будущий поэт родился 1 октября 1899 года в Ярославской губернии в семье крестьянина. С 12 лет работал в Санкт-Петербурге — учеником в мебельном магазине, в столярных мастерских, в типографии, в конторе и весовщиком в Петроградском торговом порту. Революцию принял восторженно и уже в 1918 году опубликовал свои первые стихи в петроградской «Красной газете» под псевдонимом А. Гутуевский. В тот же год добровольцем вступил в ряды Красной Армии. Во время Гражданской войны был пулемётчиком, конным разведчиком, участвовал в боях на Северо-Западном фронте.

Демобилизовавшись, Сурков вернулся в деревню. Но вскоре переехал в Москву, где в 1934 году окончил факультет литературы в Институте красной профессуры и защитил диссертацию, а затем начал работать в журнале «Литературная учёба», основанном Максимом Горьким, а после смерти ведущего пролетарского писателя заменил его на посту главного редактора.

К тому времени у Суркова был уже солидный творческий багаж. Его сборник стихов «Запев», написанный в 1930 году, сразу завоевал популярность. Благосклонно приняла читательская аудитория и его последующие сборники — «Стихи» и «На подступах к песне» (1931), «Наступление» (1932), «Последняя война» (1933), «Ровесники» (1934), «Родина мужественных» (1935), «Путём песни» (1937), «Так мы росли» (1940).

Военная тематика стала приоритетной в творчестве Алексея Александровича. Серьёзнейшей школой профессионализма для него стала работа в газете 9-й армии «Героический поход» во время советско-финляндской войны 1939–1940 годов.

Сам же Алексей Александрович так вспоминал о журналистских буднях: «Работая на фронтовые темы дня, газетчик проходил универсальный практический курс военного дела по всем родам оружия... Надо было до всего докопаться. Всё знать, всё понимать, во всём разбираться... Поэт обязан был редактировать трудночитаемые заметки военкоров. Газетчик должен был уметь делать всё, чего требуют обстоятельства: перевязать раненого, провести политинформацию и, если так сложатся обстоятельства, заменить в бою командира, сбитого вражьей пулей».

Разумеется, не мог Сурков остаться в тылу и с началом Великой Отечественной войны. Сразу после начала Великой Отечественной войны видный журналист и признанный поэт Алексей Сурков стал военным корреспондентом газеты Западного фронта «Красноармейская правда». В годы Великой Отечественной войны Алексей Сурков опубликовал в «Красной звезде» 77 прозаических и поэтических материалов и 10 после Победы. Вот как он описывал свою фронтовую жизнь: «День на передовой, вечер в пути, ночь в землянке, где при тусклом свете коптилки писались стихи, очерки, заметки, статьи. А утром всё это читалось в полках и на батареях».

Сурков смотрел чистым, лирическим взглядом на будни войны, его простые и проникновенные слова, подкрепленные личными переживаниями, глубоко проникали в души солдат, да и вообще каждого русского человека, сердце которого болит за родную землю. И эта магия поэзии Алексея Суркова не проходит с годами, не тускнеет.


Стихи О Минске

О каких местах писал поэт

Белоруссия

Это в память зарублено на века.
Днепр-река,
Сож-река,
Припять-река
И лесная Березина.
А вода, как злая полынь, горька,
Как людская слеза, солона.
На дорожных присадах трупы висят,
Пепел — мертвых рук холодней.
День за днем,
День за днем,
Восемьсот пятьдесят
Нестерпимых, жестоких дней.
День за днем,
День за днем -
Без конца.
Каждый день — тяжелей свинца.
Из суглинка бьют кровяные ключи.
Красный дым застлал небосклон.
А бездомный ветер поет в ночи
Про немецкий полон.
Восемьсот пятьдесят ночей и дней.
Кровь отцов и слезы сирот.
Есть ли мера великой муке твоей,
Белорусский народ?

Перед ними знамена склонят века.
Днепр-река,
Сож-река,
Припять-река
И лесная Березина.
А вода, как мстящее пламя, жарка,
Как разящая сталь, холодна.
Скат высокой, желтой насыпи гол.
Глаз прожектора. Стук колес.
Но гремит разрывающий рельсы тол,
Под откос летит паровоз.
Над лесным большаком в ночной синеве
Запоздалой ракеты свет.
И лежат в траве,
Голова к голове,
Те, которым прощенья нет.
По дремучим пущам, по диким местам,
Где туман и трава дурман,
За немецким волком, как тень, по пятам,
Невидимкой идет партизан.
Восемьсот пятьдесят ночей и дней
Реки — вплавь, а болота — вброд.
Есть ли мера ярости правой твоей,
Белорусский народ?

Эта осень легендой уйдет в века.
Днепр-река.
Сож-река,
Припять-река
И лесная Березина.
А вода, как резкие грани штыка,
От немецкой крови красна.
Но над Сожем-рекой и рекой Днепром,
Но над Припятью и Березиной,
Артиллерии нашей железный гром,
Наших танков галоп стальной.
Это ярость идет с пехотинцем в ряд.
И зовет и торопит вперед -
За разбитый дом, за убитый сад
Покарать ненавистный род.
Через Днепр, через Припять летит снаряд,
Настигает, разит врага.
На лесистых угорьях костры горят.
Под ногами гудят луга.
Дождалось Полесье добрых вестей.
Звонок первый декабрьский лед.
С первопутком встречай дорогих гостей,
Белорусский народ!