Фатьянов Алексей Иванович

(1919 — 1959)

Всякого, кто пожелает вдруг узнать побольше о жизненном пути и творчестве поэта Фатьянова, может ожидать культурный шок. Потому что тут же откроется список из сотни названий и строк, которые, казалось тебе, были всегда — и когда шел в первый класс школы, и когда шел в одиннадцатый, и когда провожал уже своих детей в институт, а внуков на утренники в детский сад. Перечислять даже смешно. Но все же, хоть немного: «На солнечной поляночке», «Соловьи, соловьи, не будите солдат...», «Давно мы дома не были», «Вспомним походы», «Три года ты мне снилась, а встретилась вчера...», «В городском саду играет духовой оркестр...», «Золотые огоньки», «Возвращение солдата», «Песня мщения», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «За тех, кто в пути», «Путевая-дорожная», «Первым делом, первым делом самолеты...», «Сегодня мне невесело», «Шла с ученья третья рота», «На Заречной улице», «Ходят тучи», «Если б гармошка умела», «Сердце солдата»... И так до бесконечности. Потому как эти песни, написанные на стихи Алексея Ивановича, жили вместе с десятками поколений, входили в каждый дом верой в праздник и доброту этого мира и оставались в сердцах людей, а значит, и в бесконечности всего происходящего в жизни Вселенной и человека в ней. Хотя если начать с его рождения, то вся прелесть, духовность, народность и влюбленность в любого человека и труженика, звучащая в его стихах, станет прозрачной и понятной. Вслушайтесь — родился в деревне Малое Петрино, ныне в черте города Вязники Владимирской области в семье, где отец был сыном владельца иконописных мастерских и подсобного производства в Богоявленской слободе, теперь поселок Мстера Вязниковского района, а мать была дочерью специалиста по льну льнопрядильной фабрики Демидова в Вязниках. Корни крестьян-аристократов, мастеров, достигших в своем русском деле европейского признания, философия старообрядцев, которые оставили изгнавшей их стране фабрики, заводы, производства, технологии и главное — попытку научить забитое любыми режимами население страны уважению самих себя как народа и высокоодаренного труженика. Будущий поэт был четвертым ребенком в семье этих известных по тем меркам и просвещенных предпринимателей. В их особняке в центре Вязников были собственный кинотеатр и библиотека. После конфискации имущества, в 1929-м, семья перебралась в Московскую область, подмосковный тогда поселок Лосиноостровский. Здесь Алексей окончил среднюю школу, по вечерам ходил заниматься в драматический класс музыкальной школы, посещал московские театры и выставки, здесь начал писать стихи.

В 1935 году Алексей Фатьянов поступил в театральную студию театре ВЦСПС, в 1937 году принят в театральную школу актерской труппы Центрального театра Красной армии, играл в спектаклях, гастролировал с театром по отдаленным гарнизонам Дальнего Востока. «Обаятельный парень, пишущий стихи, по-хорошему озорной, благородный и старательный был самым молодым в труппе, а нагрузку в концертах нес за двоих» — в этой характеристике коллег весь характер, вся личность Алексея Фатьянова.

В мае 1940 года Фатьянова призвали в армию, он попал в Елецкий полк железнодорожных войск Орловского военного округа, участвовал в полковой художественной самодеятельности, быстро стал уже режиссером-постановщиком Окружного ансамбля Орловского военного округа. Начало войны застало ансамбль в авиагарнизоне Сеща под Брянском. В первые месяцы Алексей Фатьянов с концертами объезжал позиции Брянского фронта и писал рапорта с требованием отправить его в действующую армию, но руководство ансамбля отказывало. Только он мог в условиях военной дороги быстро написать целую программу для фронтовых выступлений, переработать газетные материалы в стихи и песни, написать новый злободневный сценарий. В феврале 1942 года ансамбль был отведен в тыловой город Чкалов (сейчас Оренбург) Южно-Уральского округа и переформирован в Ансамбль красноармейской песни и пляски Южно-Уральского военного округа. Давали концерты в госпиталях Башкирии, Оренбуржья, Казахстана, Куйбышевской и Актюбинской областей, выступали перед эшелонами, уходящими на фронт. В это время Фатьянов познакомился с композитором Василием Соловьевым-Седым, творческий союз с которым сыграл большую роль в жизни поэта. Их совместная работа «Тальянка» («На солнечной поляночке...») стала по-настоящему популярна среди солдат, а потом разнеслась по всей истекающей кровью стране, давая новые силы и веру в то, что «еще споем», раз уж на военной поляне, да про любовь!

В июне 1944 года при содействии Соловьева-Седого Алексей Фатьянов откомандирован в состав Краснознаменного ансамбля песни и пляски Союза ССР на должность заведующего литературно-драматургической частью, с сентября 1944 года Фатьянов — фронтовой корреспондент армейской газеты «На разгром врага». В декабре 1944 года при штурме города Секешфехервара в Венгрия был ранен, награжден медалью «За отвагу».

В апреле 1945 года по инициативе Соловьева-Седого поэт откомандирован в Таллин в распоряжение ансамбля моряков Балтики. В Восточной Пруссии выступал в передовых частях, все отмечали сочетание литературных данных поэта и работоспособности. Он выступал в инсценировках, читал стихи, занимался режиссурой, по воспоминаниям современников, не было дня в 1945 году, чтобы по Всесоюзному радио не звучали песни на его стихи. Они шли целыми блоками, по нескольку раз в сутки.

При жизни поэта вышла только одна небольшая книга его стихов «Поет гармонь» в 1955 году, после неожиданного ухода, в 1960–1980 х годах стали издавать больше, но это, наверное, тот случай, когда рукописи не так и важны — все творчество на слуху, на виду, в радио- и телеэфире, но главное — в сердцах и душах народных. Что, собственно, и надо помнить об Алексее Ивановиче Фатьянове.

Фатьянов Алексей Иванович

Всякого, кто пожелает вдруг узнать побольше о жизненном пути и творчестве поэта Фатьянова, может ожидать культурный шок. Потому что тут же откроется список из сотни названий и строк, которые, казалось тебе, были всегда — и когда шел в первый класс школы, и когда шел в одиннадцатый, и когда провожал уже своих детей в институт, а внуков на утренники в детский сад. Перечислять даже смешно. Но все же, хоть немного: «На солнечной поляночке», «Соловьи, соловьи, не будите солдат...», «Давно мы дома не были», «Вспомним походы», «Три года ты мне снилась, а встретилась вчера...», «В городском саду играет духовой оркестр...», «Золотые огоньки», «Возвращение солдата», «Песня мщения», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?», «За тех, кто в пути», «Путевая-дорожная», «Первым делом, первым делом самолеты...», «Сегодня мне невесело», «Шла с ученья третья рота», «На Заречной улице», «Ходят тучи», «Если б гармошка умела», «Сердце солдата»... И так до бесконечности. Потому как эти песни, написанные на стихи Алексея Ивановича, жили вместе с десятками поколений, входили в каждый дом верой в праздник и доброту этого мира и оставались в сердцах людей, а значит, и в бесконечности всего происходящего в жизни Вселенной и человека в ней. Хотя если начать с его рождения, то вся прелесть, духовность, народность и влюбленность в любого человека и труженика, звучащая в его стихах, станет прозрачной и понятной. Вслушайтесь — родился в деревне Малое Петрино, ныне в черте города Вязники Владимирской области в семье, где отец был сыном владельца иконописных мастерских и подсобного производства в Богоявленской слободе, теперь поселок Мстера Вязниковского района, а мать была дочерью специалиста по льну льнопрядильной фабрики Демидова в Вязниках. Корни крестьян-аристократов, мастеров, достигших в своем русском деле европейского признания, философия старообрядцев, которые оставили изгнавшей их стране фабрики, заводы, производства, технологии и главное — попытку научить забитое любыми режимами население страны уважению самих себя как народа и высокоодаренного труженика. Будущий поэт был четвертым ребенком в семье этих известных по тем меркам и просвещенных предпринимателей. В их особняке в центре Вязников были собственный кинотеатр и библиотека. После конфискации имущества, в 1929-м, семья перебралась в Московскую область, подмосковный тогда поселок Лосиноостровский. Здесь Алексей окончил среднюю школу, по вечерам ходил заниматься в драматический класс музыкальной школы, посещал московские театры и выставки, здесь начал писать стихи.

В 1935 году Алексей Фатьянов поступил в театральную студию театре ВЦСПС, в 1937 году принят в театральную школу актерской труппы Центрального театра Красной армии, играл в спектаклях, гастролировал с театром по отдаленным гарнизонам Дальнего Востока. «Обаятельный парень, пишущий стихи, по-хорошему озорной, благородный и старательный был самым молодым в труппе, а нагрузку в концертах нес за двоих» — в этой характеристике коллег весь характер, вся личность Алексея Фатьянова.

В мае 1940 года Фатьянова призвали в армию, он попал в Елецкий полк железнодорожных войск Орловского военного округа, участвовал в полковой художественной самодеятельности, быстро стал уже режиссером-постановщиком Окружного ансамбля Орловского военного округа. Начало войны застало ансамбль в авиагарнизоне Сеща под Брянском. В первые месяцы Алексей Фатьянов с концертами объезжал позиции Брянского фронта и писал рапорта с требованием отправить его в действующую армию, но руководство ансамбля отказывало. Только он мог в условиях военной дороги быстро написать целую программу для фронтовых выступлений, переработать газетные материалы в стихи и песни, написать новый злободневный сценарий. В феврале 1942 года ансамбль был отведен в тыловой город Чкалов (сейчас Оренбург) Южно-Уральского округа и переформирован в Ансамбль красноармейской песни и пляски Южно-Уральского военного округа. Давали концерты в госпиталях Башкирии, Оренбуржья, Казахстана, Куйбышевской и Актюбинской областей, выступали перед эшелонами, уходящими на фронт. В это время Фатьянов познакомился с композитором Василием Соловьевым-Седым, творческий союз с которым сыграл большую роль в жизни поэта. Их совместная работа «Тальянка» («На солнечной поляночке...») стала по-настоящему популярна среди солдат, а потом разнеслась по всей истекающей кровью стране, давая новые силы и веру в то, что «еще споем», раз уж на военной поляне, да про любовь!

В июне 1944 года при содействии Соловьева-Седого Алексей Фатьянов откомандирован в состав Краснознаменного ансамбля песни и пляски Союза ССР на должность заведующего литературно-драматургической частью, с сентября 1944 года Фатьянов — фронтовой корреспондент армейской газеты «На разгром врага». В декабре 1944 года при штурме города Секешфехервара в Венгрия был ранен, награжден медалью «За отвагу».

В апреле 1945 года по инициативе Соловьева-Седого поэт откомандирован в Таллин в распоряжение ансамбля моряков Балтики. В Восточной Пруссии выступал в передовых частях, все отмечали сочетание литературных данных поэта и работоспособности. Он выступал в инсценировках, читал стихи, занимался режиссурой, по воспоминаниям современников, не было дня в 1945 году, чтобы по Всесоюзному радио не звучали песни на его стихи. Они шли целыми блоками, по нескольку раз в сутки.

При жизни поэта вышла только одна небольшая книга его стихов «Поет гармонь» в 1955 году, после неожиданного ухода, в 1960–1980 х годах стали издавать больше, но это, наверное, тот случай, когда рукописи не так и важны — все творчество на слуху, на виду, в радио- и телеэфире, но главное — в сердцах и душах народных. Что, собственно, и надо помнить об Алексее Ивановиче Фатьянове.


Стихи О деревне Малое Петрино

Стихи о России

О каких местах писал поэт

Малое Петрино

Стою, как мальчишка, под тополями.
Вишни осыпались, отцвели.
Багряное солнце вдали, за полями,
Коснулось родимой моей земли.
Вечер. Свежо. А в садах, не смолкая,
Соревнуются соловьи.
Важных грачей пролетевшая стая
Мирно уселась в гнезда свои.
Молчат петухи. Не мычат коровы.
Мамаши ведут по домам ребят.
Только где-то у дома Штаревых
Галки поссорились и галдят.
Ночь наступила, луна покатилась
По косогорам в луга, в поля.
А в доме напротив над книгой склонилась
Русая девушка — песня моя.
Ах, до чего она стала красивой —
Ни в сказке сказать, ни пером описать.
Танечка! Таня! Татьяна Васильевна!
Я и не знаю, как вас назвать.
Вы выходите утром из дома,
В руках — тетради и чертежи.
И, словно как в детстве, знакомо-знакомо
Над вашим домом летают стрижи.
У вас государственный нынче экзамен,
Светится гордость в глазах озорных.
А я восхищенными вижу глазами
Русую девушку песен моих.
Не был я в жизни ни скрытным, ни ветреным,
Песни я пел, ничего не тая.
Милое, милое Малое Петрино!
Детство мое! Юность моя!
Стою, как мальчишка, под тополями.
Вишни осыпались, отцвели.
Багряное солнце вдали, за полями,
Вновь коснулось моей земли.

1950

Далеко родные осины...

Далеко родные осины,
Далеко родные края.
Как мать, дожидается сына
Родная сторонка моя.

Там в доме нас ждет и горюет
Родимая мать у дверей,
Солдатское сердце тоскует
О родине милой своей.

Россия, Россия, Россия,
Мы в сердце тебя пронесли.
Прошли мы дороги большие,
Но краше страны не нашли.

1945

Если б я родился не в России...

Если б я родился не в России,

Что бы в жизни делал? Как бы жил?

Как бы путь нелегкий я осилил?

И, наверно б, песен не сложил.

 

В эти дали смог ли наглядеться,

В дали дальние непройденных дорог?

И тебя, тревожащую с детства,

Я бы встретить, милая, не смог.

1959

Земляки

На веселом, на шумном празднике
Я встречаю друзей своих.
— Ничего, что ты не из Вязников,
Уважаю я костромских.

Путь нелегкий у нас за плечами —
От Москвы и до Шпрее-реки.
В бой ходившие однополчане —
Это больше, чем земляки.

Помнишь, нас за кордоном спросили:
— Вы откуда пришли, друзья?
— Мы из нашей Советской России,
Братья мы, мы ее сыновья.
— Земляки, — гордо мы отвечали, —
По своей необъятной стране,
По родству мы однополчане,
Вместе выросшие на войне…

Мы сегодня пируем на празднике,
Только вот, доложу я, беда:
Городок, что над Клязьмою, Вязники
Ты не видывал никогда.

Там сейчас, улыбаясь, наверно,
Рыболовы идут с реки.
Там на фабрике Профинтерна
Шустро бегают челноки.

Там в цвету вязниковские вишни
(Что за запах цветенья окрест!),
Легкий ветер доносит чуть слышно
Вальс, что клубный играет оркестр.

В огородах за строгим порядком
Из скворешен следят скворцы.
Спят под листиками на грядках
Вязниковские огурцы.

А за городом бредит рожью,
Наливным, золотым зерном,
Непоседливый дядя Сережа —
Замечательный агроном.

Там под липами, в старом доме,
Я родился в голодном году,
Там навек полюбил я гармони,
Соловьев и берез красоту.

В путь далекий ты проводил меня,
Край любимый мой, как ты хорош!
Долети моя песнь до Владимира,
А оттуда дорогу найдешь.

На веселом, на шумном празднике
Дружба — в каждом пожатье руки.
Ничего, что ты не из Вязников,
По Отечеству мы земляки.

1948

Как становится тихо...

Как становится тихо
У переднего края,
Вдоль окопов гвоздика
Лепестки расправляет.
И куда ни посмотришь
— Все цветы полевые.
Все березы да зори,
Все Россия! Россия!
Что ты брови насупил,
Боль души пересилив?
Дальше мы не отступим:
Дальше — сердце России.

1942

Родина

Тоскует потихонечку гармонь,
Зима в окно снежинками стучится.
В печурке еле теплится огонь,
Но что-то всем не спится, не лежится.

На улице уж поздняя пора,
На небе звезды вышили узоры.
В землянке не смолкают до утра
Солдатские простые разговоры.

Здесь каждый откровенен. На войне
С друзьями делят радости, печали.
Здесь стали как-то дороги втройне
Края родные и родные дали.

Здесь Родину не меряют страной:
Здесь Родина — простая деревушка,
Здесь Родина — березка под луной
Да старая отцовская избушка.

Так громче же, гармонь моя, звени,
Пусть воют, плачут западные ветры, —
Нам светят нашей Родины огни
За тысячи далеких километров.

1944

Это все Россия

Синее раздолье, голубые весны…
Золотое поле, золотые сосны…
Рек былинная краса, на траве в лугах роса
И поля, и леса — это все Россия!

Надо ли словами говорить о счастье,
Если перед вами мир открытый настежь?
Всюду чудо чудится: светлых зданий корпуса,
Спутник наш в небесах — это все Россия!

Синее раздолье, голубые весны…
Золотое поле, золотые сосны…
Незнакомые моря и целинные края —
Все твоя и моя Родина Россия!

1958